ОБ ОТРАСЛИ

Событийная индустрия 1  (от англ. Event Industry) — это самостоятельная индустрия, охватывающая весь спектр услуг для проведения мероприятий. Мероприятия могут быть как деловыми (выставки, конгрессы, инсентив-программы и т. д.), так и неделовыми (фестивали, светские мероприятия, праздники, спортивные мероприятия и т. д.).

Событийная индустрия состоит из трех сегментов: выставочной отрасли, индустрии встреч и отрасли специальных мероприятий.

Выставочная отрасль — это совокупность предприятий, занятых организацией выставочно-ярмарочных мероприятий (включая деловую и околовыставочную программы), компаний, специализирующихся на оказании сопутствующих услуг, а также профильных общественных организаций, занятых регулированием коммуникации между участниками отрасли.

Индустрия встреч (отрасль встреч, конгрессная отрасль, отрасль деловых мероприятий) — это совокупность предприятий (организаторов, операторов, поставщиков услуг, инфраструктуры), связанных с организацией и проведением деловых мероприятий. При этом под словом «встреча» понимается деловое мероприятие, в рамках которого определенное количество людей собирается вместе в одном месте для достижения профессиональных, культурных, деловых и научных целей

Отрасль специальных мероприятий – это совокупность компаний, участвующих в организации мероприятий, которые проводят в досуговых, культурных, личных или организационных целях.

Событийная индустрия

ПОТРЕБИТЕЛИ (БАЙЕРЫ) ОРГАНИЗАТОРЫ МЕРОПРИЯТИЙ АГЕНТСТВА И ПОСРЕДНИКИ ПОСТАВЩИКИ МАРКЕТИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ
Корпоративные клиенты Некорпоративные кли-енты, в т.ч. ассоциации, государственный сектор Организаторы (идеологи владельцы прав на проведение мероприя-тия), в т.ч. организаторы выставок, форумов и т.д. PCO, DMC, ивент-агентства, коммуника-ционные агентства и т.д. ПЛОЩАДКИ Подрядчики, предо-ставляющие услуги для организации мероприя-тий, в т.ч. по дизайну и строительству стендов, аренде оборудования, рекламе и продвижению, предоставлению вре-менного персонала и т.д. Организации локального и федерального уровня, отвечающие за продви-жение региона/страны как места для прове-дения мероприятий (конгресс-бюро, тури-стические офисы и т.д.)

 

Объем и структура событийного рынка2

Объем событийного рынка России оценивается в 161,1 млрд рублей. При этом на нем активно работают 2 060 компаний. По состоянию на начало апреля 2020 года большую часть российского событийного рынка составляют микропредприятия и малые предприятия (не менее 2/3 компаний отрасли). Отрасль динамично развивается, что под-тверждает количество новых игроков – 483 компании за период 2019-2020 гг. В целом доля компаний, созданных в течение последних 5 лет, составляет 69%.


Объем занятости в событийной индустрии России3

Согласно официальной отчетности за 2018 год, предоставляемой в государственные органы, количество занятых в событийной индустрии (среднесписочная численность) составляет около 17 000 человек (16 879). Общее количество занятых в индустрии, включая и внештатных сотрудников, привлекаемых по договорам подряда, составляет порядка 25 000 человек (24 787). Данный показатель был рассчитан на основе официальных данных ФНС РФ об объеме перечисляемых компаниями страховых взносов.


Структура событийного рынка России4

Общая доля микропредприятий, малых и средних предприятий, работающих на событийном рынке России, составляет 64%. Из них: микропредприятий – 86%, малых предприятий – 13%, средних предприятий – 1%.

Самая распространенная форма организации компаний на событийном рынке общества с ограниченной ответственностью (ООО), на их долю приходится 77% всех организаций. Реже встречаются инди-видуальные предприниматели (ИП) и акционерные общества (АО). При этом доля коммерческих организаций составляет 78%. Соответственно на некоммерческие организации (преимущественно в форме ассоциаций, фондов, автономных некоммерческих организаций) приходится 22%. Доля компаний с государственным участием составляет 1%.


Коды ОКВЭД, используемые в событийной индустрии для обозначения основного вида деятельности

  1. Организаторы выставок и конференций

Компании, являющиеся организаторами выставок и конференций, используют в своей дея-тельности в качестве основного кода преимущественно коды 82.3 (деятельность по орга-низации конференций и выставок) и код 82.99 (деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки). Это объясняется тем, что до 2016 г. не существовало специализированного кода 82.3.

Среди организаторов деловых мероприятий в качестве основного используются также следующие коды ОКВЭД:

73.11 – деятельность рекламных агентств

73.20 - исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения

79.11 - деятельность туристических агентств

  1. Организаторы мероприятий других форматов

Компании, специализирующиеся на организации мероприятий других форматов используют в качестве основного следующие коды ОКВЭД:

73.11 – деятельность рекламных агентств

79.11 - деятельность туристических агентств

82.99 - деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки

93.2 – деятельность в области отдыха и развлечений

93.29 - деятельность зрелищно-развлекательная прочая

  1. Выставочные застройщики

Коды ОКВЭД, используемые выставочными застройщиками для определения основного вида деятельности:

43.99.7 – работы по сборке и монтажу сборных конструкций (используется преимуще-ственно этот код)

43.99 – работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группи-ровки

41.2 – строительство жилых и нежилых зданий

71.12.1 - деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора

82.99 - деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки

  1. Специализированные площадки

68.20.2 – аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом

82.3 - деятельность по организации конференций и выставок

82.99 - деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки

  1. Маркетинговые и исследовательские организации в области событийной индустрии

К таким организациям относятся конгресс-бюро, различные фонды, ассоциации и прочие компании:

73.20 - исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения

82.3 - деятельность по организации конференций и выставок


Классификация мероприятий

 

Основные ассоциации событийного рынка

Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ) - объединение ведущих российских организаторов выставок, владельцев выставочных комплексов и центров, сервисных компаний, осуществляющих свою деятельность в индустрии выставок, ярмарок, встреч, инсентивов, конгрессов и ивентов, а также представителей выставочного бизнеса стран СНГ. Создан в 1991 году.

Национальное конгресс-бюро (НКБ) – ассоциация, объединяющая ведущих участников событийной индустрии, являющаяся маркетинговым инструментом по продвижению страны и ее регионов на международном рынке деловых мероприятий в качестве дестинации с благоприятным деловым и инвестиционным климатом. Одна из основных задач НКБ – привлечение значимых международных мероприятий на территорию Россию. Образовано в 2017 году.

Союз выставочных застройщиков (СВЗ) – профессиональная отраслевая саморегулируемая организация, объединяющая ведущие компании рынка выставочного строительства в целях сов- местного решения отраслевых задач. Создан в 2016 году.

Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ) – организация, созданная в целях развития российского рынка организаторов деловых и праздничных мероприятий, для представления и защиты их интересов, распространения актуальных знаний и формирования единых стандартов для ведения бизнеса в отрасли. Создана в 2008 году.

Российская ассоциация событийного маркетинга (REMA) – организация, объединяющая крупней- шие российские ивент-агентства с оборотом более 200 млн. рублей. Миссия ассоциации – создание в России профессионального рынка ивент-услуг. Образована в 2018 году.

Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) – отраслевая организация, объединяющая директоров по коммуникациям и корпоративным медиа крупнейших российских компаний производственного и сервисного секторов. Ее деятельность сфокусирована на проведении мероприятий, обеспечивающих взаимодействие и обмен опытом ее членов в сфере внутрикорпоративных и внешних коммуникаций компаний. Создана в 2004 году.

Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) - отраслевая организация выставочной индустрии, охватывающая международные и национальные ассоциации в области выставочной индустрии. Ассоциация была основана в 1925 году и сегодня является лидирующей мировой ассоциацией в области профессиональной выставочной индустрии. 

 

Нормативно-правовая база отрасли ⇒ перейти ⇒

 

__________

1 Здесь и далее пределения приведены из издания «Библиотека Выставочного научно-исследовательского цен-тра. Краткий словарь терминов и ключевых понятий ивент индустрии. Индустрия встреч» (Санкт-Петербург, 2018);

2/3/4 По данным Выставочного научно-исследовательского центра R&C (ВНИЦ R&C)

Оставить сообщение
Ваше имя
E-mail
Текст сообщения