Что нужно сделать для успешного запуска проекта изменений?
Трансформация бизнеса – не побочный «продукт» пандемии. Многие компании еще до 2020 года пребывали в состоянии непрерывного реформирования. На это указывает исследование, проведенное экспертами McKinsey. Четверть опрошенных заявили, что организационные преобразования в их фирмах проводились три года назад или раньше. Сейчас интенсивность и частота изменений только возросла.
Успешными, как утверждают те же эксперты, оказываются менее четверти программ преобразований. Еще 44% трансформационных проектов выдыхаются вскоре после запуска. Треть из них по итогам реализации не достигают поставленных целей или не приводят к повышению эффективности.
Прежде чем громко заявлять старт проекта, формировать проектную команду и привлекать консалтинговую компанию, инициаторам изменений необходимо честно ответить самим себе на ряд вопросов.
Изменение бизнес-модели
"В этой статье я говорю именно об организационной трансформации, а не просто об изменении организационной структуры. На мой взгляд, именно непонимание этой разницы и, как следствие, масштаба изменений, часто ведет к провалу проектов. Под организационной трансформацией я подразумеваю полную либо частичную реорганизацию бизнес-модели".
Юлия Кирсанова
Бизнес-модель объясняет, как «спроектирован» бизнес организации для удовлетворения запросов ее клиентов, каким образом скомбинированы ее ресурсы, как идентифицируются целевые рыночные сегменты, каковы механизмы извлечения экономических выгод из ее операций, и в конечном счете – как фирма управляет своей стоимостью.
Изменение бизнес-модели предполагает среди прочего пересмотр операционной модели, которая включает в себя:
Готовность к трансформации: ключевые вопросы
Итак, какие вопросы в логике изменений оргмодели следует проработать до старта, чтобы максимально повысить шансы на успех.
Бизнес-модель. Нужно определиться, зачем организации это понадобилось: изменилась конъюнктура рынка, законодательство, прорывное решение изнутри, что-то еще? При этом, что еще более важно, необходима абсолютная убежденность первого лица организации в необходимости и неотвратимости данных изменений. В случае, если есть сомнения либо ощущение, что можно было обойтись без этого… дальше можно не продолжать ни эту статью, ни проект.
Организационная структура. В данном вопросе самое сложное – реальная готовность к кардинальным изменениям. Зачастую – к проектированию структуры с чистого листа. На практике масштаб изменений и необходимость непопулярных решений в части персонала пугает менеджеров и начинаются попытки сохранить элементы или даже крупные объекты прежней структуры, которые никак не вписываются в новый дизайн.
Распределение полномочий. С точки зрения итоговой модели речь идет о полномочиях владельцев ключевых бизнес-процессов, но для старта и успешной реализации проекта критически важна команда проекта и полномочия, в первую очередь, его лидера.
Персонал. Безусловно, важны поиск и расстановка людей в новой оргструктуре, их адаптация к новым требованиям и процессам. Но на данном этапе необходимо уделить внимание персоналу команды проекта
Требования к команде:
Информационные системы. На старте необходимо выяснить, подходят ли внедренные решения для запланированных изменений.
КПЭ. На этапе принятия решения важно понять, чего мы хотим добиться в результате трансформации, зафиксировать это и сразу довести информацию до всех вовлеченных в проект. В зависимости от причин принятия решения о проекте это могут быть: выполнение стратегических целей компании, рост выручки, удельной маржи, доли рынка или, например, сокращение затрат.
Корпоративная культура. В ходе проекта изменить культуру компании вряд ли возможно. Ее постепенное изменение может быть результатом. Но при любой существующей культуре для снижения риска падения мотивации и вовлеченности персонала нужно проработать коммуникационный план.
Рекомендации по подготовке корпоративной среды
Профессор Гарвардского университета Дэвид Гарвин и автор книг о лидерстве Майкл Роберто в своей статье «Изменение организации через изменение сознания сотрудников», опубликованной HBR, поделились рекомендациями по управлению корпоративной средой до старта трансформационного проекта.
Эксперты рекомендуют провести предварительную кампанию, состоящую из четырех этапов:
Гарвин и Роберто также настоятельно советуют не ослаблять контроль, когда изменения начнут набирать обороты и появится результат. Важно, по их мнению, стимулировать необходимые перемены в привычном поведении сотрудников.
Источник: Блог BITOBE